Программа «Все разные – все равные»
Наша школа с 2004 г. является республиканской опытно-экспериментальной площадкой под руководством к.п.н., доцента кафедры педагогики БИРО Мубиновой З.Ф. В 2007-2008 учебном году проводился этап эксперимента по теме «Я – гражданин мира».
Педагогическая деятельность в рамках данного эксперимента позволяет вести всю воспитательную работу в этом направлении системно «От простого к сложному». Работа планируется по тематическим месячникам, что позволяет включаться в работу новым классам:
- сентябрь – «Учимся взаимодействовать»;
- октябрь – «Моя родина – Башкортостан»;
- ноябрь – «Жить в ладу с собой и другими»;
- декабрь – «Россия – наш общий дом»;
- январь – «Я – гражданин мира».
в начале года изучается национальный состав учащихся школы, проводятся традиционные мероприятия, например «Будем знакомы – будем друзьями», где каждый класс оформляет рукописную книгу «Знакомьтесь, это мы!»; проводятся праздники «Породнение городов». Все учащиеся школы принимают участие в «Тропе доверия». Это мероприятие помогает развить взаимовыручку, погасить нетерпимость, вражду, отчуждение.
После праздника «Посвящение в эдемовцы», когда формируются города (классы). Всем классам рекомендуется выработать «Законы жизни города». Но эту форму работы взяли на вооружение не все классы.
В октябре на этапе «Моя родина Башкортостан» проводились мероприятия, посвященные 450-летию вхождения Башкортостана в состав России. Проведены экскурсии в Национальный музей 9а (Петрова Т.Ю.), 9б (Утябаева Г.М.), 10а (Каюмова Е.В.); организованы экскурсии в Красноусольск; автобусная экскурсия по городу «Уфа праздничная»; классные часы «Вхождение Башкирии в состав русского государства». Закончился месячник большим праздником «Навеки с Россией». Активное участие приняли учащиеся 11д класса (Санникова Л.А.).
Во время тематического месячника «Россия наш общий дом» в классах прошли мероприятия «Государственная символика России» (10а, 9б, 11а); воспитательное дело «Великие женщины России», КТД «И так, она звалась Татьяна».
Во время тематического месячника «Я – гражданин мира» проведены классные часы «Международные организации в борьбе за мир» (11а, 11б, 10а).
Одинадцатые классы приняли участие в большом празднике «Фестиваль Дедов Морозов мира», где каждый класс собрал материал об одной из стран мира, приготовил презентации: 11а – Италия, 11б – Франция, 11в – Германия, 11г – Америка, 11д – Россия.
Проведены воспитательные дела «Как отмечают День влюбленных народы мира», «История появления Всемирного Дня матери» (10б, Руденко Л.В.); учащиеся собирали материал на тему «Свадьбы народов мира».
Учащиеся 11-х классов – актив и 11б – участвовали в просмотре фильма «Обыкновенный фашизм» с его последующим обсуждением.
В течение года проводились мониторинги толерантности учащихся, психологом Мелиховой О.А. проведен анализ диагностики воспитательного процесса опытно-экспериментальной работы.
Эксперимент не закончен. В следующем учебном году предстоит большая работа по обобщению опыта педагогов школы и внедрению его в другие ОУ; предстоит провести День открытых дверей для школ Республики – участников эксперимента.
Организация воспитательного процесса во многом зависит от успешности работы классных руководителей и мастеров производственного обучения.
Все классные руководители нашей школы владеют теоретическими основами работы с классным коллективом, принципами построения и анализа воспитательных мероприятий, методика планирования работы с классом с учетом достигнутых результатов.
В совей работе классные руководители руководствуются следующими документами:
- должностная инструкция классного руководителя,
- дневник классного руководителя.
Дневники классного руководителя имели все учителя. В срок были предоставлены планы воспитательной работы на 2007-2008 учебный год.
Недостаточно четко в планах воспитательной работы прослеживалась основная тематика года, значимые юбилейные даты и мероприятия им посвященные, а также работа с органами ученического самоуправления.
Преобладающими формами работы являются классные часы.
Анализ работы классных руководителей с классами показал, что не все учителя пользуются диагностическими материалами, используют новые формы работы, знают правительственные программы воспитания подрастающего поколения. В этом есть вина и заместителя директора по воспитательной работе Матвеевой Л.П. В течение года нерегулярно работало МО классных руководителей, что повлекло такие последствия.
Относительно внутришкольного контроля можно отметить следующие аспекты воспитательной деятельности:
- планирование работы классных руководителей;
- организация летней занятости учеников;
- работа отряда ЮИД;
- организация дотационного питания;
- работа классных руководителей с дневниками учащихся;
- ведение дневников классных руководителей;
- организация ученического самоуправления;
- организация дежурства в школе и классах.
Результаты слушались на:
- совещаниях при директоре,
- оперативных совещаниях педагогического коллектива,
- методических объединениях классных руководителей,
- Педагогических Советах.
Объектом контроля были результаты воспитательного процесса.
- В качестве главных критериев и показателей результатов воспитательной деятельности были:
- воспитанность детей, их нравственное развитие,
- сформированность коллектива в классе.
Использовались методы:
- наблюдение,
- изучение и анализ педагогической документации,
- беседы,
- диагностика (тесты, анкеты).
Исходя из анализа воспитательной работы школы в следующем учебном году необходимо:
- продолжить работу по опытно-экспериментальной площадке;
- лучшие работы эксперимента опубликовать в педагогических журналах;
- провести конкурс на лучшее дело по теме эксперимента;
- составить график проведения мероприятий, уроков с элементами поликультурного воспитания;
- провести День открытых дверей по теме эксперимента;
- составить совместный план работы по внедрению эксперимента в школу 134;
- провести семинар «Поликультурное воспитание в многонациональной школе» для заместителей директоров по воспитательной работе школ района;
- принять участие в проекте «Мы твои дети, планета Земля»;
- вести работу по созданию воспитательных программ классов, работу по развитию ученического самоуправления;
- наладить и систематизировать работу МО классных руководителей школы;
- взять под особый контроль проведения классными руководителями личностно-ориентированной воспитательной работы по поликультурному воспитанию, воспитанию толерантности.
- разрабатывать, осваивать новые формы работы по всем программам воспитательной деятельности «Школа гражданского становления».